Как научиться управлять своими эмоциями и эффективно реагировать на чужие в ситуации стресса

Цель: познакомить участников с эмоциональной сферой и понятием эмоционального интеллекта, показать, как эмоции влияют на разные аспекты жизни человека, и как можно ими управлять в ситуациях агрессии и стресса.

Как научиться управлять своими эмоциями и эффективно реагировать на чужие в ситуации стресса
First Academy Teens
Галерея
Программа
Встреча родителей
с Александром Колмановским
и Вероникой Петровой
Каждый родитель знает своего ребёнка лучше, чем кто-либо другой, но даже он не всегда подмечает некоторые закономерности. Психологи А. Колмановский и В. Петрова имеют большой опыт взаимодействия с детьми и их родителями, в процессе которого происходят неожиданные открытия.

• Что плохого в словах «смотри под ноги» и «не бойся»?
• С чем связаны завышенные денежные претензии ребёнка, и как с ними быть?
• Следует ли наказывать? И как понять, что именно является для ребёнка наказанием?
• Как доносить критику, которая не ранит и похвалу, которая мотивирует?

Эти и многие другие вопросы воспитания и поведения детей обсудили на примере фрагментов из фильмов, документальных съёмок и разобрали собственные ситуации участников.

Homo Emotional
  1. Познакомились с концепцией эмоционального интеллекта на базе теории Даниела Гоулмана.
  2. Попрактиковались определять, из каких эмоций могут состоять чувства, и обнаружили, что единые правильные ответы существуют не всегда, так как наполнение чувств эмоциями может отличаться в зависимости от опыта человека.
  3. Узнали, что существует несколько классификаций эмоций, среди которых нет единой верной, так как смыслы, которыми мы окрашиваем эмоции, зависят от контекста.
  4. Пришли к выводу, что первый шаг — научиться замечать свои эмоции, и согласились взять в ключевой фокус внимания следующие вопросы:
• Что я сейчас чувствую? Что вызвало эту эмоцию?
• Как я проявляю эту эмоцию? Как еще я могу ее конструктивно выразить?
• Какую эмоцию испытывает другой человек? Как я это понял?
Спортивно-интеллектуальная игра «Материки эмоций»
  1. Получили опыт взаимодействия в команде и отследили, какие эмоции у них вызывает это взаимодействие.
  2. На каждой из пяти станций участники выполнили серию непростых заданий, в которых потренировали собственные навыки проявлять и распознавать эмоции.
  3. Познакомились с градацией разных эмоции и на практике увидели, что одна и та же эмоция может проявляться у людей по-разному.
  4. Получили возможность сверить свои гипотезы об эмоциях другого человека с реальностью и понять, насколько они точны в своих определениях.
Большая командная игра «Эмопорт»
  1. Столкнулись с непростыми выборами и получили возможность посмотреть на то, что для них ценно, а также увидеть, насколько ценности могут отличаться.
  2. Увидели, что эмоции влияют на выбор, и познакомились с тем, как лично они реагируют на ситуации отказа от чего-то важного.
  3. Получили опыт ведения коллективных переговоров.
  4. Получили возможность сделать и отрефлексировать ряд сложных выборов:
  • проявить лидерство (и пойти защищать интересы группы);
  • выбрать/поддержать другого лидера или воздержаться от участия в этом — и заметить свои эмоции по этому поводу;
  • объединить свои усилия с другими командами для оптимизации усилий на старте или выполнить все самостоятельно с желанием получить больше выгоды в дальнейшем;
  • согласиться с большинством в команде или отстоять свое мнение.
5. В ходе дискуссии после игры участники нашли ответы на следующие вопросы:

  • Какой этап вызвал у меня самую сильную эмоцию? Какую и почему?
  • Что я чувствую, когда мне приходится отказываться от чего-то важного?
  • Как мои эмоции влияли на мои выборы?
  • Как мои эмоции влияли на отношения внутри команды?
6. Узнали, что отказ от эмоции – самая дорогая опция, потому что у каждой эмоции есть своя роль и своя функция.
Творческий вечер у костра
  1. Попрактиковали навык сторителлинга и отслеживания своих чувств, вызванных той или иной историей.
  2. Получили возможность провести время в неформальной обстановке, лучше познакомиться друг с другом и найти общие интересы.
  3. Проявили смекалку в творческом способе заказа песен, которые хотели услышать.
  4. Отдохнули после интенсивного дня.
Большая игра в двух командах «Переговоры будущего: Разум vs Эмоции»
  1. Получили опыт переговоров в ситуации, когда интересы групп и инструменты, которыми они могут пользоваться, сильно разнятся.
  2. Увидели, насколько трудно исключить эмоции в процессе переговоров, и что подавление эмоций требует еще большего ресурса, чем их проявление.
  3. Закрепили полученную накануне информацию о рисках и преимуществах каждой эмоции, а также расширили ее.
  4. Попробовали себя в разных ролях.
  5. Узнали о существовании двух типов аргументов (рациональных и эмоциональных) и убедились в их важности.
  6. Узнали, что противопоставление между рациональным и эмоциональным искусственно, так как именно эмоции посылают мозгу сигнал о том, где искать решение.
Плейбэк «Распознаю. Проживаю. Отражаю»
  1. Узнали, что контекст (как индивидуальный, так и культурно-исторический) напрямую влияет на то, какие эмоции мы испытываем и как именно их проживаем.
  2. Познакомились с понятием «эмоция другой культуры» и узнали, что эмоции не универсальны и могут отличаться у людей разных культур.
  3. Через опыт импровизационного театра у участников сформировалось понимание, насколько ресурсными могут стать наши эмоции, когда мы умеем по-настоящему быть с ними.
  4. Увидели, что одна и та же ситуация может вызывать разные эмоции в зависимости от прежнего опыта человека и перепрожили на сцене эмоции персонажей.
  5. Ощутили чувство творческого единения и испытали спектр позитивных эмоций от выступления на сцене.
  6. Убедились, что то, как мы воспринимаем ситуацию и какую эмоцию испытываем, напрямую влияет на исход коммуникации.
Интервью
Участник First Academy Teens
Катя
Участник First Academy Teens
Раиса
Участник First Academy Teens
Матвей
Участник First Academy Teens
Маргарита
Участник First Academy Teens
Арам